Еще в 2013 г. я публиковал небольшую заметку о профессоре Г.Минцберге (Канада) и его книге "Требуются управленцы, а не выпускники МВА" (Вы можете ее скачать на этой странице) - http://200del.blogspot.ru/2013/02/blog-post_26.html
А сегодня я хочу продолжить в ключе "Не тех учим и не тому" и сказать несколько слов еще об одном "идоле" - компетенциях.
Для начала приведу слова Фила Ленир (Phil LeNir), президента CoachingOurselves, компании, занимающейся вопросами лидерского развития. (видео выступление можно посмотреть вот по этой ссылке) - https://youtu.be/OgEbnL7rSm0
"...прозорливые менеджеры предпочитают игнорировать модели компетенций, считая, что этот инструмент отвлекает их от реального управления". http://newkitty.ru/2736-nuzhny-li-kompaniyam-modeli-kompetenciy.htmlУ Г.Минцберга Вы найдёте обоснованные фактами высказывания на этот счёт (см. ссылку на книгу выше).
А я сегодня хочу высказать только два небольших своих соображения по поводу "компетеций".
1. Я уже давно наблюдаю у нас картину подобную известному изречению "Заставь дурака Богу молиться - Так он лоб расшибёт!"
Вот тоже самое творится у нас в системе образования и подготовки кадров: и с "дистанционным обучением", и с "инновациями" и с "компетенциями" - вбросят термин - и вот "молются" на него и страгают курсы и лепят программы! И выпускают не пригодных к работе в "реальной действительности" менеджеров и специалистов.
И не дай то Бог, тебе не вставить в свои программы и курсы эти "словечки"...
Всё финиш! Ты идешь не в ногу и не туда!
А куда это "туда"? Туда, где стадо шарлатанов и очковтирателей (как ни странно - это забытое слово очень хорошо подходит к нашей действительности - куда не кинешь взгляд - везде "втирают очки")?
Формально используют дистанционное обучение, формально считают KPI, формально говорят о лидерстве, команде, формально чему-то учат... , плодят массу публикационных работ, диссертаций и т.п. Но всё это - ФОРМАЛЬНО, для "галочки" и для отвода глаз различных комиссий, которые такие же "формалисты" - тоже проверяют наличие всё тех же "шаблончиков". Маразм, да и только.
Ну, да ладно - давайте от "очковтирателей" плавно перейдём к "компетенциям" (там ведь тоже "очки-набиратели", точнее очковтиратели).
Время и жизнь меняется стремительно - и формы и методы обучения и образования тоже!
Сегодня задача не натаскивать на шаблонные компетенции - а идти от обучаемого с позиции развития его творческих способностей и потребностей - с учетом его личных компетенций, исходя из той конкретной жизненной ситуации, в которой он находится, с учетом его ресурсов, его эмоционального и психологического статуса и тд и т.п.
Весь мир уже давно идёт этим путём - путём непрерывного и адресного образования (под адресным как раз и понимается учет перечисленных выше факторов), а нам всё сбрасывают "дохлых кошек" - то "ЕГЭ", то "компетенции", то "стандарты"...
2. Во-вторых, все почему-то забывают про Э.Демига и его "системные ошибки". (Э. Деминг. "Выход из кризиса: Новая парадигма
управления людьми, системами и процессами". – М.: Альпина Паблишер, 2011).Помните - 95% зависит от системы, и только 5% от человека, работающего в этой системе. (Об этом писал и Г.Щедровицкий "Организация, руководство, управление").
Какими бы супер компетенциями не обладал ваш специалист (работник) - все его старания и все "KPI" пойдут "коту под хвост", если сама система построена "неправильно" (неправильно поставлена цель, неверно выстроена технологическая система взаимодействия, нет простого доверия и уважения, начальник блатной идиот и т.д. и т.п)
Так что игры в компетенции у нас превращаются действительно в игры руководста и... часто в очень простой и удобный (для босса) механизм избавления от "неугодных" людей (да, именно "неугодных", а не "ненужных").
Пока всё.
А Вы как думаете?