Дорогие друзья!
Сегодня поймал себя на мысли что не могу сразу вспомнить
"как пахнет сено после дождя"?
Почему такой "дурацкий" вопрос?
Вы знаете, я немного приболел и решил, для поднятия
настроения, посмотреть старый фильм (1967 года!) "Его звали Роберт".
Помните такой? Про то, как создали робота очень
похожего на человека...
Вернее, сейчас бы дети сказали - не робота, а киборга!
Ну, да не в этом суть.
Там ещё Олег Стриженов играет и разработчика
("создателя") этого человекоподобного робота и самого робота,
которого зовут Роберт.
Можно нажать на эту картинку и посмотреть фильм...
Это, в общем-то, комедия, но ...
Но один фрагмент - там, где девушка Таня задаёт роботу
вопрос:
- А Вы, помните как пахнет сено после дождя?
И в ответ - ...молчание...
Бог, мой!
Как далеко мы убежали от природы... от
мира... от себя... от настоящего... от живого...
Как мы стараемся всё формализовать... заменить на
искусственное... электронное... виртуальное... дистанционное...
Вы не поймите, что я зову вернуться к "топору и
шалашу".
Сам только что закончил и выпустил в свет
дистанционный курс по управлению и деловому администрированию.
Дело в другом!
Есть такое понятие "эмоциональный
интеллект".
Наиболее "общо" его трактуют так:
"Способность человека оперировать эмоциональной информацией, то есть той,
которую получаем или передаем с помощью эмоций".
Само понятие ещё очень
"молодое" и "неустоявшееся"
Но, штука интересная!
Сейчас "на западе" наиболее популярна
книга Дэниела Гоулмана (Daniel Goleman) «Emotional Intelligence», которую он опубликовал в
1995 году.
Но если немного посмотреть историю,
то:
В 1920 г. Э. Л. Торндайк ввёл в оборот понятие социального интеллекта - "способность субъекта оценивать, прогнозировать и влиять на социальное поведение других субъектов".
В 1966 г. Б. Леунер (B. Leuner) публикует работу «Эмоциональный интеллект и эмансипации».
В 1985 г. Уэйн Пейн (Wayne Payne) опубликовал докторскую диссертацию под названием «Исследование эмоций: развитие эмоционального интеллекта».
В конце 1980-х гг. Л. С. Майковская интерпретировала понятие артистизма как "способность человека вызывать «нужные» эмоции у собеседника (аудитории) и тем самым успевшее достигать целей коммуникации".
С 1990 г. Джон Мейер (John Mayer) и Питер Саловей (Peter Salovey) развивают своё понимание эмоционального интеллекта.
Так вот, согласно П.Саловею и Д.Мейеру, эмоциональный
интеллект – это совокупность четырех навыков:
-
Точность оценки и выражения эмоций. Это способность определить эмоции по физическому состоянию и
мыслям, по внешнему виду и поведению. Кроме того, оно включает в себя и
способность точно выражать свои эмоции потребности, связанные с ними,
другим людям.
- Использование эмоций в мыслительной деятельности. Это понимание того, как можно думать более эффективно, используя
эмоции. Управляя эмоцией, человек может менять и свое восприятие, видеть
мир под разным углом и более эффективно решать проблемы.
- Понимание эмоций. Это умение определить источник эмоций, классифицировать эмоции,
распознавать связи между словами и эмоциями, интерпретировать значения
эмоций, касающихся взаимоотношений, понимать сложные (амбивалентные)
чувства, осознавать переходы от одной эмоции к другой и возможное
дальнейшее развитие эмоции.
- Управление эмоциями. Это умение использовать информацию, которую дают эмоции,
вызывать эмоции или отстраняться от них в зависимости от их
информативности или пользы; управлять своими и чужими эмоциями.
Неплохо!
Но - это же целый мир прекрасных возможностей общения!
Только - как научиться правильно жить в этом мире!?
И как, грамотно использовать его преимущества в своей работе,
деятельности, творчестве!?
По себе знаю, какое это счастье - когда ты сумел
передать и вызвать нужные эмоции и сопереживания у своей аудитории!
Тогда - материал любой сложности и
"незнакомости" воспринимается и впитывается, и становится
"своим" - навсегда!
(Кое-что я уже писал на эту тему: "Не отрекаются, любя!", "Чтобы учился и плакал от восторга",
"Учиться под страхом вознаграждения".)
Но, сегодня этот фильм про робота... невольно вызвал
сопоставление с нашими электронными курсами обучения...
Какой тут к чёрту "запах сена"!
Порой - просто "сено" и всё!
Переконвертируют текст в формат pdf - и баста!
А если ещё пару картинок и кнопочек для перехода -
вообще супер-курс!
Ну, а если ещё ролик (причём, неважно какой), то это
уже - шедевр!
А пахнет всё это... далеко не как "сено после
дождя"...
А просто ...... и халтурой!
Самое трудное - передать, встроить, вмонтировать,
"одарить", поделиться своими эмоциями и вызвать соответствующие
эмоции и настроения у аудитории (вплоть до конкретного человека).
Вот здесь как раз и выступает на первый план - эмоциональный интеллект как "артистизм, т.е. способность человека вызывать «нужные» эмоции у собеседника (аудитории) и тем самым успешнее достигать целей коммуникации".
Успешнее достигать целей коммуникации!
Архи важно!
Но, что для этого требуется?
По-моему, прежде всего Три вещи:
По-моему, прежде всего Три вещи:
- Первое, сам автор курса или преподаватель (или как в фильме
"создатель") должен быть человеком с высоким эмоциональным
интеллектом (владеть вот теми 4 навыками, которые указаны выше).
- Второе, уметь "мастерски" передать свой эмоциональный
заряд.
- Третье, уметь органически соединить эмоциональный посыл с контентом.
И ещё...
Не создавайте курсов... просто так!
Для количества, для денег, вместо чего-то или кого-то...
Это Ваше творчество! Живое!
С каким настроением и с какими эмоциями Вы его
создаёте - так он и будет восприниматься!
И всё-таки здорово когда чувствуешь - "как пахнет
сено после дождя"!