Деловое администрирование: Эмоциональный интеллект или "Как пахнет сено после дождя?"

Эмоциональный интеллект или "Как пахнет сено после дождя?"


Дорогие друзья!

Сегодня поймал себя на мысли что не могу сразу вспомнить "как пахнет сено после дождя"?

Почему такой "дурацкий" вопрос?


Вы знаете, я немного приболел и решил, для поднятия настроения, посмотреть старый фильм (1967 года!) "Его звали Роберт".
 Помните такой? Про то, как создали робота очень похожего на человека...
Вернее, сейчас бы дети сказали - не робота, а киборга!  
Ну, да не в этом суть.
Там ещё Олег Стриженов играет и разработчика ("создателя") этого человекоподобного робота и самого робота, которого зовут Роберт.
Можно нажать на эту картинку и посмотреть фильм...
Это, в общем-то, комедия, но ... 
Но один фрагмент - там, где девушка Таня задаёт роботу вопрос: 
- А Вы, помните как пахнет сено после дождя?
И в ответ - ...молчание...
Бог, мой! 
Как  далеко мы убежали от природы... от мира... от себя... от настоящего... от живого...
Как мы стараемся всё формализовать... заменить на искусственное... электронное... виртуальное... дистанционное... 
Вы не поймите, что я зову вернуться к "топору и шалашу". 
Сам только что закончил и выпустил в свет дистанционный курс по управлению и деловому администрированию. 
Дело в другом!
Есть такое понятие "эмоциональный интеллект".
Наиболее "общо" его трактуют так: 
"Способность человека оперировать эмоциональной информацией, то есть той, которую получаем или передаем с помощью эмоций".
Само понятие ещё очень "молодое" и "неустоявшееся" 
Но, штука интересная!
Сейчас "на западе" наиболее популярна книга Дэниела Гоулмана (Daniel Goleman) «Emotional Intelligence», которую он опубликовал в 1995 году. 
Но если немного посмотреть историю, то:
В 1920 г. Э. Л. Торндайк ввёл в оборот понятие социального интеллекта - "способность субъекта оценивать, прогнозировать и влиять на социальное поведение других субъектов".
В 1966 г. Б. Леунер (B. Leuner) публикует работу «Эмоциональный интеллект и эмансипации».
В 1985 г. Уэйн Пейн (Wayne Payne) опубликовал докторскую диссертацию под названием «Исследование эмоций: развитие эмоционального интеллекта».
В конце 1980-х гг. Л. С. Майковская интерпретировала понятие артистизма как "способность человека вызывать «нужные» эмоции у собеседника (аудитории) и тем самым успевшее достигать целей коммуникации".
С 1990 г. Джон Мейер (John Mayer) и Питер Саловей (Peter Salovey) развивают своё понимание эмоционального интеллекта.
Так вот, согласно П.Саловею и Д.Мейеру, эмоциональный
интеллект – это совокупность четырех навыков:
  • Точность оценки и выражения эмоций. Это способность определить эмоции по физическому состоянию и мыслям, по внешнему виду и поведению. Кроме того, оно включает в себя и способность точно выражать свои эмоции потребности, связанные с ними, другим людям. 
  •  Использование эмоций в мыслительной деятельности. Это понимание того, как можно думать более эффективно, используя эмоции. Управляя эмоцией, человек может менять и свое восприятие, видеть мир под разным углом и более эффективно решать проблемы.  
  • Понимание эмоций. Это умение определить источник эмоций, классифицировать эмоции, распознавать связи между словами и эмоциями, интерпретировать значения эмоций, касающихся взаимоотношений, понимать сложные (амбивалентные) чувства, осознавать переходы от одной эмоции к другой и возможное дальнейшее развитие эмоции.  
  • Управление эмоциями. Это умение использовать информацию, которую дают эмоции, вызывать эмоции или отстраняться от них в зависимости от их информативности или пользы; управлять своими и чужими эмоциями.
Неплохо!

Но - это же целый мир прекрасных возможностей общения!
Только - как научиться правильно жить в этом мире!?
И как, грамотно использовать его преимущества в своей работе, деятельности, творчестве!?
По себе знаю, какое это счастье - когда ты сумел передать и вызвать нужные эмоции и сопереживания у своей аудитории!
Тогда - материал любой сложности и "незнакомости" воспринимается и впитывается, и становится "своим" - навсегда!
Но, сегодня этот фильм про робота... невольно вызвал сопоставление с нашими электронными курсами обучения...
Какой тут к чёрту "запах сена"!
Порой - просто "сено"  и всё!
Переконвертируют текст в формат pdf - и баста!  
А если ещё пару картинок и кнопочек для перехода - вообще супер-курс!
Ну, а если ещё ролик (причём, неважно какой), то это уже - шедевр!
А пахнет всё это... далеко не как "сено после дождя"... 
А просто ...... и халтурой!

Самое трудное - передать, встроить, вмонтировать, "одарить", поделиться своими эмоциями и вызвать соответствующие эмоции и настроения у аудитории (вплоть до конкретного человека).

Вот здесь как раз и выступает на первый план - эмоциональный интеллект как  "артистизм, т.е.  способность человека вызывать «нужные» эмоции у собеседника (аудитории) и тем самым успешнее достигать целей коммуникации".
Успешнее достигать целей коммуникации!
Архи важно!
Но, что для этого требуется?
По-моему, прежде всего Три вещи:
  • Первое, сам автор курса или преподаватель (или как в фильме "создатель") должен быть человеком с высоким эмоциональным интеллектом (владеть вот теми 4 навыками, которые указаны выше).
  • Второе, уметь "мастерски" передать свой эмоциональный заряд. 
  • Третье, уметь органически соединить эмоциональный посыл с контентом.
И ещё...
Не создавайте курсов... просто так!
Для количества, для денег, вместо чего-то или кого-то...
Это Ваше творчество! Живое! 
С каким настроением и с какими эмоциями Вы его создаёте - так он и будет восприниматься!
И всё-таки здорово когда чувствуешь - "как пахнет сено после дождя"!